Диагональные и радиальные шины

Шины в любом транспортном средстве используются для уменьшения негативного влияния неровностей дороги, сила ударов о которые передается на подвеску автомобиля. Они также влияют на степень сцепления автомобиля с дорогой, что значительно уменьшает требуемую мощность двигателя. Кроме того, от состояния резины зависит расход топлива, возможность преодоления различных дорожных участков, уровень шума. Поэтому, к шинам предъявляются достаточно высокие требования по надежности, длительности использования, грузоподъемности.

Диагональные шины.

Среди множества выпускаемых современной промышленностью шин большое распространение получили диагональные. Свое название они получили от способа расположения кордовых нитей, идущих от одного края резины к другому. Поэтому, они всегда содержат четное число слоев (пар), пересекающихся друг с другом.

Они довольно несложны в изготовлении, поэтому, недороги. Благодаря своей незамысловатой конструкции, диагональные шины достаточно просты в ремонте и неприхотливы в эксплуатации. Кроме того, их изготавливают с жесткими боковыми стенками, которые позволяют амортизировать значительные нагрузки на удар.

К недостаткам данной конструкции можно отнести смятие протектора во время движения, что немного уменьшает мощностные характеристики, а также увеличение тормозного пути.

Радиальные шины.

По своим эксплуатационным характеристикам радиальные шины лучше диагональных. В них кордовые нити идут от борта к борту.

Промышленность производит радиальные шины двух типов: камерные и бескамерные. В них в качестве каркаса используется брекер, состоящий из нескольких слоев переплетенного металлокорда (стальной проволки диаметром 0,15-0,25мм). Отличительной характеристикой металлокорд считается его способность проводить тепло, не растягиваться при нагревании. К тому же, он достаточно прочен, стоек к истиранию.

При рассмотрении устройства, имеющего корд и искусственное волокно в каркасе, в брекер могут входить металлокорд и/или текстильные волокна. Такая конструкция с применением металлокорда либо нейлона в брекере значительно увеличивает прочность резины в местах соприкосновения с дорожным полотном, защищает от образования трещин, повреждения каркаса.

Радиальная шина состоит из следующих компонентов: плечевая зона, протектор, боковины, каркас, брекер, борт. Рассмотрим составные части конструкции подробнее.

Протектором называют прочный слой, в большинстве случаев состоящий из резины, который взаимодействует с дорогой. Этот слой выполняется рельефным, с чередующимися выступами и углублениями разнообразной формы. Он защищает шину от возможных повреждений, улучшает тяговую силу автомобиля, обеспечивая сцепление с дорожным покрытием. От качества протектора зависит комфорт водителя и пассажиров благодаря снижению шума и вибрации. В зависимости от типа дороги подбирается соответствующий рисунок на протекторе.

Следующим компонентом шины является плечевая зона, которая располагается за боковиной. Ее предназначением считается обеспечение жесткости, амортизация боковых нагрузок, крепление протектора и каркаса.

Следующей частью являются боковины, которые находятся за плечевой зоной. Они состоят из эластичной резины, которая продолжает протектор на боковины каркаса, предохраняя последний от механических повреждений, агрессивных жидкостей. На них обычно указывают маркировку шины.

Далее располагается брекер, который состоит из кордовых слоев и находится между каркасом и протектором. Основным его предназначением является предотвращение отслоения протектора при движении автомобиля, увеличивает степень прочности соединения протектора с каркасом. Нити корда, которые располагаются в брекере, переплетаются между собой и с аналогичными слоями, расположенными в каркасе. Какими бы конструктивными особенностями не обладала шина, на принцип переплетения нитей она не влияет.

Основным компонентом шины является ее каркас. Он выполняет задачи, связанные с прочностью, жесткостью конструкции, распределяет поступающие нагрузки от дорожного покрытия к колесу. Каркас состоит из нескольких прочно соединенных кордовых слоев.

Последний конструктивный элемент в шине называют бортом. Он необходим для прочного и надежного закрепления колеса. В бескамерных конструкциях он обеспечивает герметизацию внутренней конструкции. Зачастую в основе борта лежит особое нерастяжимое кольцо, выполненное из металлической проволки с резиновой оплеткой. На это кольцо укладывают каркасный кордовый слой со специальным резиновым шнуром. Получается, что из-за кольца конструкция выходит прочная и жесткая, а шнур добавляет в нее фактор эластичности. Дополнительно, во избежание истирания шины о кольцо, на борт укладывают специальную обводку из прорезиненной ткани.

Каркасные нити берут на себя только радиальные нагрузки, что уменьшает их напряжение при механическом воздействии. Одновременно снижение нагрузки позволяет снизить их количество в каркасе вдвое, что приводит к улучшенному отводу тепла.

Каждый слой корда работает отдельно от других, поэтому снимаются ограничения на четность укладываемых слоев.

Важной особенностью радиальных шин является изготовление брекера из металлокорда, что позволяет увеличить общую площадь контакта с дорожным покрытием, а, следовательно, улучшенного сцепления. Использование жесткого брекера позволяет создать практически постоянную площадь контакта шины с покрытием, по которому движется транспортное средство.

Технические характеристики радиальных шин практически во всем лучше диагональных, так, они 3-4%, легче, гибче на 20-30%, могут выдерживать нагрузки на 15-20% больше, степень нагрева на 20-30% меньше, при этом скорость выше.

В список преимуществ радиальных шин можно внести: прочный протектор, улучшенное дорожное сцепление, отсутствие скольжений и заносов, управляемость. Все эти факторы позволяют утверждать о высокой безопасности данного типа шин.

Из отрицательных характеристик этого типа резины можно выделить значительную стоимость и слабоватую прочность при боковых ударах. Поэтому их следует беречь от сильных ударов о камни, бордюры и пр