Езда на проколотой шине.

Еще совсем недавно поврежденная шина в пути означала немедленную остановку и долгий ремонт, включающий в себя бортирование запасного колеса либо ожидание представителей техсервиса либо эвакуатора для транспортировки автомобиля в стационарную мастерскую. Сегодня появились технологии, позволяющие продолжать движение на малых скоростях и самостоятельно добраться до СТО для ремонта. Естественно, такую возможность следует использовать крайне осторожно, ведь поврежденная шина значительно ухудшает управляемость автомобиля. Рассмотрим, какие возможности предлагает нам технический прогресс в этой области.

Передвижение при проколотой шине считается большим фактором риска.

Сегодня цены на новые автомобили в значительной степени определяются не мощностью двигателя, а включением опций безопасности в его комплектацию. Одной из таких опций является установка на авто шин, позволяющих продолжать движение при проколе, прорезе или разрыве изделия.

Про повреждении происходит снижение давления в шине, что ведет к росту трения покрышки об дорогу, увеличения ее температуры, что быстро приводит к деформации и разрушению. «Стандартные» шины не могут противостоять падению давления, резко снижается управляемость автомобиля, увеличивается тормозной путь. При продолжительной езде шина может разрушиться полностью, оголив обод, что повлечет его повреждение и поспособствует возникновению аварийной ситуации.

 

таблица

 

Вставка

Шины с поддерживающей вставкой.

Данные шины являются бескамерными со следующим принципом работы: когда в ней резко падает или вовсе пропадает давление вследствие повреждения, в дело вступает специальная вставка, которая закрепляется на ободе колеса. При нормальном режиме работы вставка не мешает движению покрышки, а при повреждении последней, принимает на себя всю нагрузку.

Вставка.

Разработчики предлагают автолюбителям множество моделей подобных вставок. Большое  распространение получила созданная компании Michelin конструкция под кодовым названием PAX System. Для установки подобной системы необходимо приобретать шины, имеющие особую закраину, которая служит для недопущения соскальзывания ее с обода. В таком случае обод необходимо использовать ассиметричный. Для контроля за состоянием шин используется специальная система датчиков и контролирующего оборудования, которое не допустит проведение рискованных маневров при потере давления.

При повреждении шины такая конструкция позволяет проехать порядка 200 км, со скоростью, не превышающей 80 км/час. Правда самостоятельно исправить повреждение не получится, т.к. данное оборудование является нестандартным и для его восстановления необходимо использовать специфические инструменты и иметь соответствующие знания.

Несмотря на трудности в ремонте и обслуживании подобных шин, они начали устанавливаться на некоторые модели Mercedes-Benz, Audi и BMW. При всей сложности конструкции такие изделия не уступают обычным. Однако имеются и некоторые недостатки. К ним можно отнести завышенную цену и нестандартную конструкцию.

Колесо в сборе

 

Пластиковые кольца

Цельносборное колесо.

Существуют разработки и других компаний, Так, фирма Continental-CSR представила следующую конструкцию: на ободе стандартного колеса закрепляется специальное металлическое кольцо неправильной формы, имеющее прокладку-опору.

Естественно, что из-за веса кольца несколько ухудшаются эксплуатационные свойства шины. При резком уменьшении давления кольцо начинает поддерживать шину, что позволяет продолжать движение. Причем, динамика движения автомобиля практически не страдает. На поврежденной шине можно преодолеть около 200 километров, сохраняя скорость в пределах 80 км/час. Такого расстояния вполне достаточно, чтобы найти соответствующий автосервис для ремонта прокола. Данная система также требует установки системы датчиков для контроля давления. Что приятно, заменять кольца CSR нет необходимости при отсутствии полного разрушения колеса.

Нужно сказать и об уменьшении массы автомобиля. Ведь переводить поддерживающие кольца, пусть даже 4 штуки, намного проще, чем «запаску» в сборе, да еще необходимые инструменты для установки. К тому же, несколько увеличивается вместительность багажника автомобиля.

Данная разработка сертифицирована к применению в продукции компаний Yokohama и Bridgestone. Ею комплектуются легковые автомобили, включая полноприводные. Профиль шин должен иметь высоту в пределах 55-80%. Недавно данная конструкция прошла полное тестирование в компании Daimler-Chrysler и была принята для установки на Maybach базовой комплектации.

Кольца из пластика.

Еще более интересную разработку (RRS) представила компания Rodgard. В ее основе лежит конструкция, которая складывается из пары слоев колец, изготовленных из пластика. Данные кольца ставят на ободы обычных колес. Установка допускается на колеса с диаметром 13-22.5 дюйма. В случае повреждения внутренняя часть шины начинает опираться на кольца, что ведет к их независимому вращению вокруг друг друга, и, одновременно, вокруг обода. Так получается не допустить критического перегрева и значительной нагрузки, которая может разрушить колесо и оторвать ее с обода.

После повреждения шина с RRS позволяет преодолеть порядка 20-50 км. Устанавливаемые кольца могут использоваться многократно, достаточно только проверить их состояние после передвижения со спущенной шиной.

Самонесущие шины, оборудованные усиленной боковиной.

конструкция шины

Самонесущая шина

Самонесущая шина.

Немалый интерес для российского автолюбителя представляют самонесущие шины, которые маркируются соответствующим образом. На боковинах таких изделий находится надпись «Run on Flat» либо «Run Flat», которая свидетельствует о возможности передвижения при повреждении шин.

В данной конструкции предусматривается специальная вставка, которую располагают между кордовыми слоями. Она выполняется из особой жесткой резины. Получается, что при пропадании давления несущую роль шины берет на себя именно этот жесткий слой, причем шина не теряет свою форму. Следует использовать систему датчиков и контролирующей аппаратуры, которая не даст совершить опасные маневры при проколе. Система позволяет шине продержаться порядка 100-150 км при скоростях около 80 км-час. Данная технология довольно распространена, и приобрести такие шины не составит особого труда.

Шины по типу ранфлат

Шины типа «ранфлат»

Из-за требований по обеспечению безопасности транспортных средств, производители выпускают достаточно много резины, имеющие свойства «Run Flat». Так, особой популярностью пользуется продукция компании Pirelli под марками Winter Snowsport, Eufori@ и Winter Sottozero, которая может похвастаться усиленными боковинами. Выпускаются эти изделия с 30 типоразмерами и имеют широкий набор диаметров, составляющих 16-20 дюймов.

Компания Goodyear также активно участвует в разработке и производстве подобного продукта. В ее активе порядка 80 различных моделей самонесущих шин, некоторые из них входят в состав базовой комплектации автомобилей. Не остается в стороне и фирма Nokian Tyres, которая специализируется на зимних шинах самонесущего типа.

Большинство автопроизводителей, даже очень крупных, например BMW, Daimler-Chrysler все чаще используют такие шины для установки на свои новые разработки. Так, BMW использует самонесущие конструкции на колесах с увеличенным хампом (EH2).

Использование систем для мониторинга давления.

В обязательном порядке все автомобили, оборудованные шинами с возможностью передвижения после повреждений, должны комплектоваться специальными датчиками контроля давления.

Непрямой контроль давления и температуры при использовании датчиков ABS (антиблокировочная система)  и ESP (систем курсовой устойчивости)

Данные системы не измеряют давление в шинах непосредственно, а получают данные, основываясь на сведениях, предоставляемых датчиками типа ABS/ESP. Падение давления в шине приводит к уменьшению диаметра шины, одновременно растет частота, с которой вращается колесо. Эти данные непрерывно мониторятся и при критических значениях срабатывает система оповещения.

Система настроена таким образом, что сработка наступает при скорости движения выше 15 км/ч либо при понижении давления до 30% от номинального (порядка 0,7бар).

Для работы данной системы нет необходимости в установке дополнительных датчиков давления, что исключает дополнительные расходы.

Датчик давления в шинах.

Как же работает подобный датчик? Здесь вступают в силу физические законы преобразования механического давления в электрические импульсы. Датчик оснащен пьезокристаллической мембранной, которая, в зависимости от давления в шине генерирует электрические сигналы. Далее они шифруются и отправляются на антенну, передающую их приемнику, установленную в кабине. Передача проводится на частоте 433МГц, что позволяет минимизировать потери информации. Приемник передает полученные данные в модуль управления, довольно часто они дублируются на встроенном дисплее. При падении давления ниже критического срабатывает система оповещения водителя, которая выдает звуковой и/или визуальный сигнал.

Такая система работает от батарей большой мощности, позволяющие проводить мониторинг шин на протяжении 5-7 лет. Одновременно снимаются значение температуры шины, однако они редко визуализируются и водителю не показываются.

Если ваш автомобиль не укомплектован такой системой, вы можете заказать ее дополнительно, многие компании производят и устанавливают подобные устройства.

Датчик давления в шинах

Использование технологии Bluetoothдля контроля шинного давления.

Последние разработки систем беспроводной связи позволяют использовать их для контроля давления шин и снятия прочих параметров. Так, в тандеме компаний Pirelli-Laserline была разработана и внедрена система, позволяющая получать данные на свой мобильный телефон по технологии Bluetooth. Порядок передачи сигнала довольно прост: микросхема со вшитым протокол Bluetooth монтируется прямо в датчике, формирует пакет данных, соединяется с телефоном и отправляет их.

Благодаря небольшому весу датчика, его установка не требует последующей балансировки колеса, может закрепляться на любом типоразмере резины. Сегодня практически все телефоны поддерживают данный протокол, поэтому, такая система представляет определенный интерес для автовладельцев.

Универсальные системы мониторинга температуры и давления.

Технический прогресс приводит к разработке универсальных устройств, которые могут работать в любых условиях, на ободе произвольного типоразмера. В этом случае данные передаются по радиоканалу и воспринимаются антенной на блоке управления в кабине авто. Для корректного контроля температуры необходимо в систему ввести свои номинальные данные – давление в шине при «стандартной» (22°С) температуре. По включению двигателя происходит самотестирование системы, на экран выводится вся необходимая информация (причем, каждая шина отображается отдельно). При наступлении аварийной ситуации на дисплее отобразятся данные, свидетельствующие о проблеме в конкретном колесе, одновременно включится система оповещения водителя.

Вывод.

При использовании шин, позволяющих продолжать движение в спущенном виде, вы получаете такие преимущества:

Однако такие конструкции имеют и недостатки:

Несмотря на некоторые неудобства, рекомендуется использовать на практике такие шины, ведь ваша безопасность должна быть гарантированна при любых условиях. Любые типы шин ранфлат, установит наш мобильный шиномонтаж.

 

Похожие статьи: